Глобальные бренды ищут частных инвесторов, чтобы спасти свой бизнес в Китае

16.12.2025 11:12

Компании рассматривают возможность продажи акций местным группам, чтобы конкурировать с быстро развивающимися отечественными компаниями

Глобальные компании ищут в Китае местных партнёров для управления своими подразделениями из-за усиливающейся конкуренции, стагнации экономики и напряжённости между США и Китаем.

   © Монтаж FT/Dreamstime

Владельцы таких брендов, как Decathlon, Häagen-Dazs, Peet’s, Costa, Lawson и GE HealthCare, рассматривают различные стратегии для развития своих китайских предприятий, включая продажу части или всего бизнеса, по данным источников, знакомых с их планами.

Переосмысление стратегии в Китае происходит на фоне ухудшения отношений с США, замедления роста второй по величине экономики мира и появления сильных местных конкурентов во многих секторах.

По словам источников, руководители Peet’s и Costa изучают возможности для развития своих китайских подразделений, хотя текущие сделки по их глобальному бизнесу могут повлиять на их приоритеты.

Руководитель частной инвестиционной компании отметил, что местные менеджеры лучше подготовлены к быстрому принятию решений в условиях изменяющейся рыночной ситуации.

Исполнительный директор сообщил, что в 2023 году многие компании рассматривали возможность полного выхода из Китая на фоне ухудшения отношений между США и Китаем, экономических трудностей и разногласий по поводу конфликта в Украине.

Однако многие компании не сделали этого из-за рисков, связанных с уходом с крупного китайского рынка. «В этом не было особого смысла. Если вы уходите из Китая, зачем оставаться в Азии?» — сказал он.

Сегодня многие компании с иностранными инвестициями пессимистично оценивают свои перспективы в Китае и нуждаются в стратегическом руководстве. Согласно опросу Американской торговой палаты в Шанхае в сентябре, доля оптимистов среди респондентов достигла исторического минимума — 41 %.

Участники опроса выделили напряжённость в отношениях между США и Китаем как основное препятствие для их деятельности, за которым следует усиление внутренней конкуренции.

Фрэнк Танг, председатель правления FountainVest Partners, заявил, что для иностранных брендов сейчас сложное время из-за быстро меняющегося и высококонкурентного рынка.


«Если они не адаптируются, их бизнес в Китае может вскоре прекратиться», — сказал он.


Китайские конкуренты активно развивают свои позиции, превращая некогда высокодоходный рынок в арену жёсткой борьбы.

У Luckin Coffee в три раза больше магазинов в Китае, чем у Starbucks, Peet’s и Costa вместе, а сеть магазинов шаговой доступности Meiyijia значительно превосходит своих японских конкурентов.

В ответ на это давление Starbucks продала 60 % своего бизнеса в Китае гонконгской компании Boyu Capital за 2,4 миллиарда долларов, а Burger King обратился за помощью к пекинской инвестиционной группе CPE для планирования расширения.

Starbucks, популярный иностранный бренд в Китае, привлёк внимание множества покупателей и добился выгодных условий. Boyu согласилась выплачивать роялти, равные однозначной цифре в среднем, и в ближайшие годы планирует увеличить количество магазинов Starbucks в Китае с 8000 до более чем 20 000.

Шон Рейн, основатель China Market Research Group, отметил, что проблемы иностранных брендов усугубляются пессимизмом потребителей в небольших городах, пострадавших от спада в сфере недвижимости.

Согласно источникам, Decathlon не проявил интереса к миноритарной доле в своём китайском бизнесе, в то время как GE HealthCare, объём продаж которой в Китае достиг 2,4 миллиарда долларов в прошлом году, может стать одной из крупнейших компаний, выделенных в отдельный бизнес.

Ранее агентство Bloomberg сообщало о некоторых этапах продажи.

Представители Costa, General Mills, Peet’s и Starbucks не ответили на запросы о комментариях. Компании Decathlon и GE HealthCare отказались комментировать рыночные слухи и заявили, что остаются приверженными работе в Китае.

Лоусон отрицает, что обсуждал продажу доли в своём бизнесе, а совладелец компании Mitsubishi Corporation заявил, что на данный момент никаких решений не принято.

Покупка китайского подразделения McDonald’s в 2017 году компанией Carlyle совместно с Citic Group и Trustar Capital является примером того, как частные инвестиции помогают развивать бизнес в Китае. Carlyle инвестировала около 300 миллионов долларов в 28 % бизнеса и продала его McDonald’s за 1,8 миллиарда долларов в прошлом году.

Под руководством Carlyle количество магазинов McDonald’s в Китае увеличилось более чем в два раза и достигло 5500, доля онлайн-заказов превысила 30 % выручки, а количество пользователей приложения выросло с 10 миллионов до 270 миллионов, что позволило McDonald’s проводить целевой маркетинг.

Деннис Ванг, партнёр Carlyle, отметил, что рост McDonald’s на рынке замедлился после смены руководства и передачи полномочий местному совету директоров, что упростило процесс принятия решений.

Новые владельцы также внесли изменения в меню, чтобы учесть местные предпочтения. Они добавили местные деликатесы, такие как жареные палочки из теста и рисовая каша, а также провели дегустацию куриных продуктов, что привело к увеличению производства птицы в Китае.


«Говядина — часть ДНК бренда, но когда мы пришли к власти, мы решили сделать упор на курицу, потому что Китай действительно является рынком куриных продуктов», — сказал Ванг.


Инсайдер из отрасли отметил, что необходимость адаптации под местные условия «логически обоснована для любого рынка, но только Китай может предложить достаточный масштаб для её оправдания».

Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times

MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram 

По теме:

Революция электромобилей в Китае вызвала шок во всем мире

Китай занимает «уникальную» позицию в поставках энергии для искусственного интеллекта — HSBC

Укрепление юаня не замедлит экспортный бум Китая

Компании ЕС заявляют, что «заниженный» курс юаня помогает китайским экспортёрам