Европейские и азиатские автопроизводители, уже пострадавшие от тарифов Дональда Трампа, скоро столкнутся с еще более высокими затратами при доставке машин в США. Новая политика Вашингтона по портовым сборам грозит серьезно ударить по американскому рынку импорта автомобилей морским путем, оцениваемому в $150 млрд.
Втянутые в транспортную войну между Вашингтоном и Пекином, перевозчики автомобилей с октября будут платить $150 за каждую машину, которую они могут доставить в США. Это приведет к дополнительным расходам примерно в $1,8 млрд в год для всей отрасли автомобильных перевозок, подсчитали аналитики Clarksons Research.
Торговый представитель США (USTR) в середине апреля ввел единый сбор для всех судов неамериканского производства, заходящих в американские порты, что вызвало панику в европейской, японской и южнокорейской судоходных отраслях.
За все заплатят автолюбители
Лассе Кристофферсен, глава ведущей линии по перевозке автомобилей Wallenius Wilhelmsen, заявил Financial Times, что дополнительные расходы переложат на автопроизводителей и других клиентов, а в итоге «платить будет потребитель».
«Неопределенность настолько велика, что компании останавливают производство машин, замораживают решения, откладывают экспорт и закупку запчастей», — подчеркнул Кристофферсен.
Мировая торговля автомобилями морским путем в прошлом году достигла примерно $600 млрд. Ее обслуживает флот из 836 специализированных судов. Новый режим сборов обойдется крупному судну до $1,2 млн за один рейс в США. По данным Всемирного совета по судоходству, такое судно может перевозить до 8 000 автомобилей.
Многие автопроизводители уже сталкиваются с 25-процентными тарифами на иностранные автомобили, ввозимые в США. Компании вроде Audi, Jaguar Land Rover и Aston Martin уже приостановили поставки машин в США из-за этих сборов. Mitsui OSK Lines, второй по величине судовладелец в мире, выразил обеспокоенность тем, что новая портовая политика США «может серьезно нарушить глобальную цепочку поставок автомобильной промышленности».
Андреас Энгер, глава скандинавского перевозчика Höegh Autoliners, в конце апреля заявил, что новые расходы придется разделить между клиентами. «Мы не можем предсказать, как тарифы повлияют на наших клиентов и торговые потоки», — сказал он на последнем брифинге компании.
По данным Clarksons, в 2024 году перевозчики доставили рекордные 29 млн автомобилей, из которых 4,6 млн направили в США.
Борьба с Китаем затронет всех
США начали бороться с китайским доминированием в коммерческом судостроении еще при администрации Джо Байдена. В апреле прошлого года они запустили расследование предполагаемой нечестной экономической практики Китая в судостроении и морской логистике. В среду двухпартийная группа американских законодателей повторно внесла «Закон о кораблях для Америки», чтобы возродить судостроение в США.
По данным USTR, доля Китая на рынке судостроения взлетела практически с нуля в 1990-х годах до более чем 50% в 2023 году. Китайская собственность в мировом коммерческом флоте выросла до более чем 19% к началу 2025 года. Новые меры призваны стимулировать внутреннее производство судов, но их значительно смягчили по сравнению с первоначальным предложением ввести сборы до 1,5 млн долларов на суда, построенные в Китае. Это произошло после предупреждений американских экспортеров о росте фрахтовых ставок и, как следствие, цен для американских потребителей.
Перевозчиков автомобилей застали врасплох новые сборы, которые затронули не только китайские, но и все иностранные суда, без исключений по частоте заходов, которые предоставили другим сегментам. Новые сборы могут отложить на три года, если перевозчики закажут и получат автомобилевоз, построенный на верфи США в течение этого периода.
Джо Крамек, глава Всемирного совета по судоходству, считает это нереалистичным: «В США нет верфей, способных это сделать, а существующие судостроительные мощности предпочтут военно-морские контракты, поскольку они выгоднее».
Только одно судно в текущем мировом флоте автомобилевозов дальнего плавания построили в США. Около пятой части существующих автомобилевозов построили в Китае, а на Японию приходится 47%. США составляют лишь 0,1%. Автопроизводители сталкиваются с дополнительной проблемой: на Китай приходится 86% новых заказанных и строящихся судов, согласно данным Clarksons.
Крамек отметил, что USTR решил ввести неограниченные сборы на все автомобилевозы — не только китайские — без предварительного уведомления отрасли. Компании по перевозке автомобилей оспаривают правовую основу для регулирования автомобилевозов, произведенных в странах, отличных от США. Некоторые руководители судоходных компаний надеются, что сборы пересмотрят до их внедрения позднее в этом году.
«Эти меры применяются ко всем судам иностранного производства, хотя заявленная цель USTR — сдерживать Китай на коммерческом судоходном рынке. Это заставляет задуматься, не превысил ли USTR свои полномочия», — заключил Крамек.
Подготовлено Profinance.ru по материалам
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
ЕС ищет союзников в Тихом океане, чтобы защититься от торговых ударов Трампа