Фермер Куадио Н’Гессан Ив, стоя на красной земле и проводя рукой по узловатому стволу дерева, говорит о том, что растения старые, а земля истощена. Эти какао-деревья были посажены ещё его дедом или прадедом, но с тех пор у него не было возможности посадить новые.
В маленькой деревне неподалёку от города Далоа соседи Ива собирают жёлтые стручки какао и раскладывают белые мясистые бобы на брезенте. Когда солнце подрумянит и подсластит их, фермеры везут мешки с какао по разбитым дорогам на рынок. Даже полноприводные машины с трудом справляются с бездорожьем.
Во многих таких деревнях Кот-д’Ивуара, где производится 40% мирового объёма какао-бобов, мало что говорит о глобальном рынке какао, из-за которого в последние годы цены в Лондоне и Нью-Йорке резко выросли.
«Мировой рынок не доходит до производителя», — говорит Ив. По его словам, большинство фермеров в Далоа получают «боча» — цену, установленную государственными регулирующими органами.
Этот механизм был введён в 1960 году, когда страна обрела независимость от Франции. Он был разработан для защиты ивуарийских фермеров от нестабильности мировых товарных рынков. Однако разрыв между заоблачными ценами последних лет и ценой «боча» резко увеличился, лишив фермеров значительной прибыли.
Регулируемые цены также нарушают нормальный механизм самокоррекции на товарных рынках, при котором высокие цены стимулируют увеличение производства. У многих производителей нет средств для реинвестирования, чтобы заменить стареющие деревья или купить пестициды или удобрения. В результате производство в крупнейшем в мире производителе какао застопорилось, что привело к росту мировых цен, а значит, и к повышению цен на шоколад для потребителей.
«Когда цены были на самом высоком уровне, доходы фермеров в Кот-д’Ивуаре на самом деле значительно снизились, а не выросли», — говорит Джонатан Паркман из брокерской компании Marex. В результате, по его словам, несмотря на высокие цены, фермерам не хватает капитала для увеличения затрат и роста производства.
С начала 2023 года фьючерсы на какао в Нью-Йорке и Лондоне, которые в течение многих лет торговались в относительно узком диапазоне, выросли более чем в три раза, поскольку предложение не удовлетворяет спрос. Большинство проблем в этом секторе связано с Кот-д’Ивуаром и Ганой, которые вместе производят около двух третей мирового объёма какао-бобов.
Цены на какао, уплачиваемые фермерам, не демонстрируют существенных признаков бычьего рынка. Цены на какао, тыс. долл. за тонну. Цена фьючерса в Нью-Йорке. Цена у ворот ивуарийской фермы. Ивуарийские цены, конвертированные из франков CFA. Источники: исследования FT, LSEG
Вирус вздутия побегов и чёрная болезнь стручков — грибковая инфекция, вызывающая гниение стручков какао, — распространились по плантациям. Жара и проливные дожди, вызванные изменением климата, снизили урожайность, сделав деревья менее продуктивными и способствуя распространению болезней. Из-за недостаточного инвестирования со стороны мелких фермеров, испытывающих нехватку средств, стареющие плантации стали уязвимыми как для болезней, так и для неблагоприятных погодных условий.
Но, по словам аналитиков, кризис с поставками усугубился из-за политики двух стран в отношении форвардных продаж. Вместо того чтобы привязывать цены на фермах к ценам на мировых рынках, регулирующие органы Кот-д’Ивуара и Ганы — Conseil du Café-Cacao (CCC) в Абиджане и Cocobod в Аккре — устанавливают фиксированную цену в начале каждого сезона сбора урожая. Она основана на форвардных контрактах, заключаемых с экспортёрами за несколько месяцев вперёд. Фермеры говорят, что они не участвуют в этом процессе.
В 2022 и 2023 годах торговые дома и переработчики в обеих странах предупреждали регулирующие органы о проблеме с набуханием побегов, но «они полностью проигнорировали эти предупреждения и продолжали работать так, будто ничего не изменилось», — говорит Паркман.
В результате Кот-д'Ивуар и Гана перепродавали сотни тысяч тонн. Экспортные компании с трудом выполняли обязательства, основанные на производстве, которое так и не было налажено, что привело к росту мировых цен.
«Причина, по которой фермеры в Кот-д’Ивуаре получают на 25% меньше, чем любой другой фермер в мире, выращивающий какао, заключается в том, что их правительство провалило свою политику форвардных продаж», — говорит Паркман.
Поскольку цены на продукцию были значительно ниже рыночных, фермеры понесли убытки.
«В настоящее время стоимость производства превышает цену на какао, по крайней мере в нашем регионе, — отметил Ив. — Для того чтобы произвести один килограмм какао, нам необходимо потратить 1250 франков КФА [2,21 доллара или 2021 доллар за тонну]. Таким образом, если вычесть стоимость производства из национальной цены, то практически ничего не останется».
Несколько лет назад Ив столкнулся с финансовыми трудностями, связанными с оплатой обучения своих детей в школе. В результате он начал продавать свою продукцию кооперативу «Капачива». «Капачива» сотрудничает с голландской компанией Tony’s Chocolonely, которая выплачивает надбавку к цене на ферме, используя так называемую модель базовой цены, которая покрывает основные расходы домохозяйства и затраты на ферму. Помимо надбавки к цене, фермеры, участвующие в программе, получают поддержку в вопросах компостирования и борьбы с вредителями. Однако спрос со стороны Tony’s недостаточен для того, чтобы предложить такие условия всем более чем 1,2 миллионам фермеров, выращивающих какао в стране.
Такие инициативы остаются исключением, как отметил Рафаэль Феленбок, эксперт по цепочке поставок какао. Подавляющее большинство ивуарийских фермеров по-прежнему получают урожай менее 500 килограммов с гектара, а их доходы значительно ниже установленного Всемирным банком порога крайней бедности в 3 доллара в день, добавил он.
В целом доходы на уровне фермерских хозяйств остаются слишком низкими, чтобы поддерживать повторную посадку деревьев или инвестировать в удобрения и пестициды, отметил эксперт. В результате мы наблюдаем старение деревьев, неэффективное использование ресурсов и снижение урожайности в то время, когда мировой рынок нуждается в большем количестве какао, а не в меньшем.
CCC, регулирующий орган Кот-д’Ивуара, утверждает, что около 60% экспортных доходов достаётся фермерам. Остальное, по его словам, используется для финансирования строительства дорог, а также для приобретения ресурсов, таких как удобрения или пестициды, и для общей поддержки отрасли. Однако некоторые фермеры сообщают, что редко видят преимущества на практике. Удобрения поступают с опозданием или не поступают вовсе, а пестициды часто недоступны. В результате производительность труда за последние десятилетия практически не увеличилась.
Энтони Фонтейн, управляющий директор организации Voice, которая призывает к реформированию индустрии какао, указывает на неравномерное распределение доходов.
«Я считаю, что правительству Кот-д’Ивуара также не хватает прозрачности. Куда же уходят эти деньги?» — спрашивает он.
По мнению Паркмана, 60% — это «ужасный процент», и он добавил, что не вся оставшаяся сумма идёт на поддержку цепочки поставок. «Куда же уходит остаток?»
CCC и Министерство сельского хозяйства Кот-д’Ивуара не предоставили комментарии по этому вопросу.
Урожайность какао-бобов не поспевает за другими основными культурами. Мировая урожайность, пересчитанная (1970 = 100). Какао-бобы. Пшеница. Рис. Кукуруза. Соевые бобы. Ячмень Исходные данные в тоннах на гектар. Источники: ФАО, Наш мир в данных
В то время как ивуарийские фермеры сталкиваются с трудностями, а производство сокращается, производители в других частях мира получают выгоду от роста цен, отметил Паркман. Проблема для шоколадной промышленности, пострадавшей от высоких цен на какао, заключается в том, что в отличие от однолетних культур, таких как соя, которые могут быстро реагировать на изменения цен, какао-деревьям требуются годы для созревания.
«Если вы поедете в любую другую страну, кроме Ганы, вы увидите множество счастливых фермеров, выращивающих какао», — сказал Паркман.
Для мировой шоколадной индустрии, которая закупает почти половину своего какао в Кот-д'Ивуаре, это означает, что рост цен будет длительным. В то же время ивуарийские производители рискуют потерять свою долю на рынке.
«Всё уже написано на стене, — сказал Паркман. — Производство какао слишком сильно сосредоточено в одном географическом регионе, что делает его уязвимым с точки зрения погодных условий и политической ситуации. Если вы хотите инвестировать в страну, где выращивают какао и перерабатывают его, то Кот-д’Ивуар и Гана должны быть последними в вашем списке из-за их поведения в последние несколько лет».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Волатильность «полностью изменила» торговлю кофе и какао
Производители кофе cделали ставку на снижение цен — и ошиблись