В прошлом месяце компания Foxconn вернула сотни китайских инженеров с завода в Индии, предположительно выполняя указания Пекина ограничить передачу технологий соседнему государству. Это событие напомнило о сложных отношениях между двумя крупнейшими экономиками Азии.

Председатель КНР Си Цзиньпин и премьер-министр Индии Нарендра Моди встречаются в кулуарах саммита БРИКС в Казани, Россия, 23 октября 2024 года.
China Daily через Reuters
Однако в условиях тарифного давления со стороны США, возможно ли, что экономические проблемы вынудят Пекин и Нью-Дели к неохотному сотрудничеству, изменив их враждебные отношения?
Эту гипотезу предстоит проверить в выходные в Тяньцзине, где премьер-министр Индии Нарендра Моди встретится с председателем КНР Си Цзиньпином на 25-м саммите Шанхайской организации сотрудничества. Это станет первым визитом Моди в Китай за семь лет после кровавых столкновений между индийскими и китайскими солдатами в долине Галван в 2020 году, которые значительно обострили отношения между странами.
В рамках саммита возможны двусторонние переговоры, как сообщили в министерстве иностранных дел Индии. Большинство экспертов по индийско-китайским отношениям не ожидают, что саммит станет началом длительной дружбы между двумя странами. «В Индии глубоко укоренилось недоверие к Китаю», — отметил Амит Бхандари, старший научный сотрудник аналитического центра Gateway House по вопросам энергетики, инвестиций и связи. Тем не менее, на фоне американских пошлин и перестройки цепочек поставок, Китай и Индия постепенно сближаются.
Во время визита в Дели на прошлой неделе министр иностранных дел Китая Ван И призвал Индию и Китай рассматривать друг друга как «партнёров», а не как «противников или угрозы».
«Маловероятно, что партнёрство Китая станет таким же, как у Индии с Россией или США», — подчеркнул Бхандари.
У Индии положительное сальдо в торговле товарами с США, достигшее 45,8 млрд долларов по состоянию на 2024 год. Однако дефицит с Китаем растёт, и Индия пытается его сдерживать, но пока безуспешно. За год, завершившийся в марте 2025 года, дефицит в торговле Индии с Китаем составил 99,2 млрд долларов, что на 14,2 млрд больше, чем годом ранее. При этом общий объём импорта из Китая достиг исторического максимума в 113,45 млрд долларов.
«Наши опасения по поводу дефицита торгового баланса связаны с его реальным размером и постоянным увеличением из года в год», — сообщило посольство Индии в Китае. «Мы продолжаем работать с китайской стороной над решением вопросов доступа на рынок».
Ещё одним источником напряжённости являются тесные связи Китая с Пакистаном. Согласно отчёту Стокгольмского международного института исследований проблем мира, в 2020–2024 годах Китай поставил значительные объёмы вооружений 44 странам, из которых почти две трети, или 63%, пришлись на Пакистан. Пакистан получил 81% своих вооружений из Китая в период с 2020 по 2024 год, что больше, чем 74% в период с 2015 по 2019 год.
Эксперты считают, что встреча ШОС вряд ли устранит разногласия или залечит старые раны между соседями. Однако присутствие Моди в Тяньцзине может свидетельствовать о готовности найти точки соприкосновения.
Экономическая необходимость
Нью-Дели намерен стать производственным центром для глобальных компаний, желающих диверсифицировать свои цепочки поставок и снизить зависимость от Китая.
К примеру, по данным исследовательской фирмы Canalys, Индия во втором квартале 2023 года обошла Китай и заняла первое место среди поставщиков смартфонов в США. При этом доля Китая на американском рынке смартфонов снизилась до 25% с 61% в предыдущем году.
Однако Индия не смогла полностью воспользоваться возможностями стратегии «Китай плюс один», главным образом из-за торговых барьеров между Нью-Дели и Пекином. По мнению главного экономиста Asia Decoded Приянки Кишор, странам, стремящимся к стратегии «Китай плюс один», необходимо закупать сырье и промежуточные товары из Китая до тех пор, пока не будут развиты собственные мощности внутри страны. Индия пока не в состоянии производить и экспортировать все промежуточные товары и сырье внутри страны.
Некоторые индийские отрасли промышленности сильно зависят от Китая. Так, Китай обеспечивает 70% потребности Индии в обычных химических активных фармацевтических ингредиентах (АФИ), а в биоаналогичных АФИ — почти 90%, сообщил глава Глобальной исследовательской инициативы по торговле Аджай Шривастава. Китай также является ключевым поставщиком электроники, электротоваров, машин и органических химикатов в Индию.
Электромобильная отрасль также зависит от китайских поставок. Стремясь сократить расходы на импорт сырой нефти, правительство Индии поставило амбициозную цель — к 2030 году доля электромобилей в общем объеме продаж новых автомобилей должна составить 30%, по сравнению с 7,6% в 2024 году, согласно данным индийского аналитического центра Niti Aayog.
Эта цель представляется сложной, учитывая, что большинство индийских производителей электромобилей зависят от Китая в поставках ключевых компонентов, таких как редкоземельные магниты. «Наше правительство поставило автопром в положение, при котором он зависит от Китая в поставках ключевых компонентов, таких как редкоземельные магниты, литий, кобальт... Это делает ключевую производственную отрасль уязвимой к сбоям», — отметил Бхандари.
На прошлой неделе министр иностранных дел Китая заверил индийскую сторону, что Китай удовлетворит потребности Индии в редкоземельных металлах, тоннелепроходческих машинах и удобрениях во время своего визита в Нью-Дели.
Китай также может извлечь выгоду из укрепления торговых связей с Индией. Индия ввела ограничения на деятельность некоторых китайских компаний, включая компании электронной коммерции, такие как Shein, и социальную сеть TikTok. Выход на индийский рынок может стать важным стимулом для китайских компаний, особенно в условиях замедления внутреннего потребления. Например, индийский рынок электромобилей предоставляет китайским компаниям возможности для роста из-за высокой конкуренции на внутреннем рынке.
«BYD хотела бы открыть завод в Индии, учитывая, что вьетнамская компания VinFast уже получила разрешение», — сказала Кишор. Китайская промышленность сталкивается с перепроизводством и избытком мощностей, а снижение спроса на рынке США требует поиска новых рынков.
Возобновление прямых авиарейсов между Индией и материковым Китаем после визита китайского министра иностранных дел, приостановленных из-за пандемии COVID-19, стало еще одним признаком улучшения отношений. Стороны также договорились возобновить приграничную торговлю в трех пунктах.
Как сообщила газета The Economic Times в июле, индийские компании, такие как Reliance Industries и Adani Group, также стремятся к партнерству с китайскими компаниями.
Хотя позитивные тенденции заметны, давние подозрения и территориальные споры продолжают препятствовать полному сближению двух стран. Встреча Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) определит, насколько гармоничным будет сотрудничество между Индией и Китаем и как долго оно продлится.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам CNBC
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
С 27 августа США накажут Индию за дружбу с Россией 50%-ной пошлиной