«Сделано в Китае» становится доминирующим брендом в международной торговле, что вызывает беспокойство у президента США Дональда Трампа, несмотря на сохраняющуюся изоляцию финансовых рынков страны.
После десятилетий осторожного открытия настал момент, который может оказать глобальное влияние, сравнимое с китайской производственной революцией. Впервые объем капиталовложений в Китай и из него в поисках инвестиционных возможностей превысил стоимость товаров и услуг, производимых китайскими компаниями.

Резкий рост фондового рынка способствовал увеличению двусторонних финансовых потоков до рекордных 4,5 триллиона долларов за первые семь месяцев года. Это произошло не только благодаря акциям, но и благодаря активной торговле краткосрочными облигациями китайских банков и покупке иностранцами государственных облигаций.
Этот исторический перелом приближает Китай к развитым странам, таким как США и Япония, где объем капиталовложений превышает торговые потоки как минимум в 10 раз. Сравнения показывают огромные возможности Китая для дальнейшего открытия своих границ для капитала, что приведет к увеличению числа китайских компаний в мировых финансовых центрах, росту количества акций на Шанхайской фондовой бирже в зарубежных пенсионных фондах и увеличению объема юаневого долга в резервах центральных банков.
«В конечном итоге потоки капитала будут доминировать над общими потоками в Китае, как и в других ключевых экономиках мира», — отметил Ле Ся, главный экономист по Азии в Banco Bilbao Vizcaya Argentaria SA в Гонконге. Он подчеркнул, что власти Китая продолжат постепенное открытие счета капитала.

Открытие границ для капитала создаст более глубокий рынок для офшорного юаня, что соответствует долгосрочным целям Пекина по расширению глобального использования этой валюты.
Свободные границы для капитала также предоставят китайским вкладчикам, имеющим на депозитах 23 триллиона долларов, больше возможностей в условиях низкой доходности базовых облигаций, падения цен на жилье и опасений властей по поводу возможного пузыря на местном фондовом рынке.
«Китай будет продолжать открывать свои рынки, что увеличит приток капитала, повысит международный статус юаня и создаст более разнообразные возможности для инвесторов», — заявил Дин Шуан, главный экономист Standard Chartered по Китаю и Северной Азии.
При этом он отметил, что власти будут проявлять осторожность, чтобы избежать беспорядочных потоков капитала.
Беспрецедентные потоки
Согласно данным Bloomberg, основанным на официальной статистике за июль, переводы по финансовому счёту Китая увеличиваются в среднем на 17% в месяц по сравнению с прошлым годом. Если этот тренд сохранится, они могут впервые превысить объёмы переводов по текущему счёту или для международной торговли.
Основной причиной такого роста стали значительные трансграничные операции по покупке и продаже как внутренних, так и зарубежных ценных бумаг, включая акции и облигации. По состоянию на июль среднемесячный объём таких переводов почти на четверть выше уровня 2022 года и втрое превышает показатель пятилетней давности.

После шоковой девальвации юаня десять лет назад, которая вызвала крупнейший в истории страны отток капитала и стоила центральному банку более полутриллиона долларов, Китай значительно усилил контроль за движением капитала. С тех пор поддержание стабильности национальной валюты стало приоритетом для Пекина.
Несмотря на это, страна постепенно открывает свои внутренние рынки для иностранных инвесторов. За последние десять лет власти устранили большинство барьеров для приобретения местными инвесторами акций, облигаций и финансовых продуктов, торгующихся на Гонконгской фондовой бирже. Однако в периоды торговой войны с США (2018–2020) и пандемии COVID-19 Китай временно замедлил процесс либерализации.
Сейчас Пекин стремится извлечь выгоду из перехода мировых инвесторов от доллара к другим валютам, вызванного хаотичной политикой администрации Трампа и ухудшением бюджетного положения. В последние месяцы страна ослабила контроль за движением капитала, запустила платёжную систему с Гонконгом и объявила о планах местных инвесторов увеличивать вложения в зарубежные активы.
С июля инвесторы из материкового Китая активизировали покупки гонконгских акций, которые значительно выросли благодаря ожиданиям, что стимулирующие меры Китая помогут экономике выйти из состояния дефляции и снизить торговую напряжённость. Это также способствовало увеличению притока средств на шанхайские фондовые рынки.
Ранее в этом году приток средств обеспечивался зарубежными фондами, возвращавшими прибыль от краткосрочных инвестиций в долговые обязательства китайских банков, когда эта стратегия стала менее выгодной.
Прозрачность и доступность
Однако ограничения всё ещё существуют. Правительство контролирует основные каналы оттока капитала с помощью квот, например, таких, которые разрешают квалифицированным местным организациям вкладывать средства в офшорные активы. Для покупки иностранной валюты резиденты должны получать разрешение регулирующих органов, а без него им доступно не более 50 000 долларов в год.
Иностранные инвесторы также не торопятся увеличивать свои вложения в Китай из-за нестабильности экономической ситуации и значительного разрыва в процентных ставках по сравнению с США.
«Китайские финансовые рынки смогут расти только при условии большей прозрачности и доступности», — отметил Джордж Магнус, научный сотрудник Китайского центра Оксфордского университета и бывший главный экономист UBS. Это подразумевает «отмену ограничений на движение капитала, создание более благоприятных условий для работы иностранных компаний в Китае и проведение существенных реформ валютного регулирования».
Аналитики Goldman Sachs Group Inc. считают, что в условиях нарастающей геополитической напряжённости китайская валюта может занять более значимое место на мировой арене.
«Рост производственного потенциала Китая и продолжающиеся изменения на мировой арене открывают новые возможности для интернационализации юаня», — говорится в недавнем отчёте экономистов Goldman Хуэй Шаня и Челси Сонг. «Одной из давних проблем остаётся поиск баланса между стремлением китайских властей к усилению контроля и желанием иностранных компаний и инвесторов к большей прозрачности, открытости и предсказуемости».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Доходность государственных облигаций Китая вырастет до максимума к 2025 году
Падение цен на китайские облигации усиливается на фоне роста местных акций