Как акции Tesla реагировали на перепалку Дональда Трампа и Илона Маска. Источник: Blomberg
В четверг Трамп заявил, что «очень разочарован» тем, как генеральный директор Tesla раскритиковал флагманский налоговый законопроект президента. Маск ответил несколькими постами в социальных сетях, написав в одном из них: «Без меня Трамп проиграл бы выборы».
Позже президент намекнул на прекращение федеральных контрактов и субсидий компаниям Маска. Он также заявил, что попросил лидера Tesla и SpaceX покинуть свою администрацию, что Маск назвал «ложью». Ближе к концу дня Маск пошел еще дальше, заявив, что выведет из эксплуатации космический корабль SpaceX, используемый США.
Обвал акций и разрушение альянса
Акции Tesla упали на 14% в четверг в Нью-Йорке — это стало самым большим падением с 10 марта. Обвал стер около $150 млрд с рыночной стоимости производителя электромобилей. Акции упали еще на 2,2% по состоянию на 16:39 на внебиржевых торгах.
Зрелище, когда самый богатый человек в мире и лидер крупнейшей страны обмениваются оскорблениями в социальных сетях, знаменует собой ошеломляющий разрыв некогда грозного политического альянса.
Маск потратил более $250 млн, чтобы помочь обеспечить возвращение Трампа в Белый дом. Трамп, в свою очередь, поручил Маску возглавить масштабные усилия по сокращению государственных расходов и реформированию федеральной бюрократии. Однако непредсказуемый миллиардер отошёл от этой роли на прошлой неделе.
Росс Гербер, генеральный директор акционера Tesla Gerber Kawasaki, резко раскритиковал поведение Маска в интервью Bloomberg TV, заявив, что это может привести к искам от инвесторов автопроизводителя и вдвое сократить стоимость SpaceX.
«Илон не действует в интересах своих акционеров», — сказал Гербер, чья фирма существенно сократила свои вложения в Tesla за последние несколько лет. Он добавил, что этот конфликт ведет к «демонтажу империи Маска в реальном времени».
Угроза правительственного возмездия
Конфликт показывает, как Трамп пользуется правительственными полномочиями для мести компаниям Маска — такие же действия президент предпринимал для атаки на других «воспринимаемых врагов», таких как Гарвардский университет.
Кроме того, теперь неясно, обеспечит ли администрация Трампа ключевые политические изменения, которых добивался Маск, а именно структуру, которая либерализирует развертывание автономных транспортных средств. По словам Маска, это критически важно для будущего Tesla и ее рыночной стоимости.
Уже сейчас политика, продвигаемая Трампом и республиканскими законодателями, ставит под угрозу миллиарды долларов для Tesla — безусловно, крупнейшего бизнеса Маска. Масштабный налоговый законопроект Трампа в значительной степени устранит кредит стоимостью до $7500 для покупателей некоторых моделей Tesla и других электромобилей к концу этого года — на семь лет раньше срока.
По оценкам аналитиков JPMorgan, это означает удар примерно в $1,2 млрд по годовой прибыли Tesla.
Маск борется против налогового законопроекта
После ухода с формальной консультативной роли в Белом доме на прошлой неделе Маск поставил перед собой задачу заблокировать флагманский налоговый законопроект президента, который он назвал «отвратительной мерзостью». Самый богатый человек в мире лоббировал республиканских законодателей, включая прямое обращение к спикеру палаты представителей Майку Джонсону, чтобы сохранить ценные налоговые льготы для электромобилей в законодательстве.
Отдельное законодательство, принятое Сенатом и направленное на атаку мандатов Калифорнии по продажам электромобилей, создает еще одно препятствие. Согласно JPMorgan, это может привести к потере $2 млрд от продаж Tesla регулятивных кредитов (прим. Profinance.ru: регулятивные кредиты — это система, которая позволяет автопроизводителям зарабатывать и продавать «зачеты» за производство экологически чистых автомобилей).
Вместе взятые, эти меры угрожают примерно половине из более чем $6 млрд прибыли до процентов и налогов, которую Уолл-стрит ожидает от Tesla в этом году, заявили аналитики во главе с Райаном Бринкманом в отчете от 30 мая.
Угроза чистой энергетике
Принятый палатой представителей налоговый законопроект агрессивно поэтапно отменит налоговые льготы на производство чистой электроэнергии и другие источники на годы раньше запланированного срока. Он также включает строгие ограничения на использование китайских компонентов и материалов, которые, по словам аналитиков, сделают льготы бесполезными и ограничат способность компаний продавать налоговые льготы третьим сторонам.
Подразделение Tesla, сосредоточенное на солнечных системах и батареях, отдельно раскритиковало республиканский законопроект за уничтожение налоговых льгот на чистую энергию, заявив, что «резкое прекращение» стимулов угрожает энергетической независимости США и надёжности энергосистемы.
Политика в области чистой энергии и электромобилей, находящаяся под угрозой, была в значительной степени принята как часть Закона о снижении инфляции бывшего президента Джо Байдена. Закон был разработан, чтобы поощрить компании строить отечественную цепочку поставок для чистой энергии и электромобилей, предоставляя компаниям больше средств, если они производят больше батарей и электромобилей в США. Tesla имеет широкое присутствие в стране, включая автозаводы в Техасе и Калифорнии, а также литиевый завод и заводы по производству батарей.
По данным Cox Automotive, с действующей политикой эпохи Байдена продажи электромобилей в США выросли на 7,3% до рекордных 1,3 млн автомобилей в прошлом году.
Подготовлено Profinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Tesla теряет позиции в Европе: продажи упали на 45%, а конкуренты забрали долю рынка