Тайвань с начала украинского конфликта значительно увеличил импорт российской нафты, что поднимает вопросы о его экономической безопасности и зависимости от Китая. По данным Хельсинкского центра исследований в области энергетики и чистого воздуха (Crea), в первой половине 2025 года объём ежемесячного импорта углеводородной жидкости в Тайвань вырос в среднем в шесть раз по сравнению с уровнем 2022 года.

В первой половине 2025 года Тайвань импортировал 1,9 млн тонн российской нафты на сумму 1,3 млрд долларов, став крупнейшим в мире покупателем © Сергей Ильницкий/EPA
За первые шесть месяцев 2025 года Тайвань приобрёл 1,9 миллиона тонн нафты на сумму 1,3 миллиарда долларов, что вдвое превышает общий объём импорта за весь 2022 год. Это сделало Тайвань крупнейшим импортёром российской нафты в этом году. Зависимость от российских поставок вызывает опасения по поводу национальной безопасности страны, особенно в контексте напряжённых отношений с Китаем, который претендует на суверенитет над Тайванем и поддерживает тесные связи с Москвой.
Чэнь Гуаньтин, депутат от правящей Демократической прогрессивной партии Тайваня, подчеркнул, что страна не может полагаться на одного поставщика, особенно если этот поставщик не признаёт её суверенитет или относится к ней враждебно. Он отметил, что зависимость от российской нефти — это не только проблема с ресурсами, но и вопрос национальной безопасности и геополитики.
Пума Шен, другой депутат от Демократической прогрессивной партии и член комитета по иностранным делам и национальной обороне, выразил обеспокоенность тем, что такая зависимость может привести к кризису национальной безопасности. Резкий рост импорта нафты и угля из России может вызвать критику со стороны США и других стран, которые считают, что Тайвань помогает финансировать военную экономику Москвы.
В августе президент Дональд Трамп обвинил Индию в закупке российской нефти, что привело к удвоению тарифов на большую часть её экспорта до карательных 50%. В отчёте, подготовленном совместно с Тайваньским фондом защиты окружающей среды и российской экологической организацией Ecodefense, говорится, что тайваньские покупатели платили за российскую нафту, перевозимую морским путём, больше установленного странами «Большой семёрки» предельного уровня в 45 долларов за баррель, что повышает риск штрафов или вторичных санкций.
Киран Тайлер, ведущий аналитик по исследованию нафты в Kpler, заявил, что тайваньские покупатели «платят значительно больше установленного G7 ценового потолка за нафту российского происхождения». Хотя крупные тайваньские государственные компании постепенно отказываются от импорта российской продукции, некоторые частные компании, особенно Formosa Petrochemical Corp, значительно увеличили закупки нафты.
С начала 2022 года по июнь 2025 года на нефтеперерабатывающий завод Formosa в Майляо приходилось 96% всего импорта российской нафты на Тайвань, что свидетельствует о росте зависимости от российских поставок с 9% в 2021 году до 90% в первой половине 2025 года. «Россия вытеснила Объединённые Арабские Эмираты и Индию с позиции самого важного поставщика нафты на остров», — заявил Исаак Леви, энергетический аналитик Crea и соавтор отчёта.
Компания Formosa утверждает, что закупки нафты осуществлялись на основе тендеров с открытыми источниками, и все продавцы и грузы должны соответствовать санкциям ЕС и торговым классификациям. Анализ Crea показал, что с начала конфликта на Украине Тайвань закупил российского ископаемого топлива на сумму 11,2 миллиарда долларов. По данным правительства, в 2024 году страна на 95% зависела от импорта энергоносителей.
Во время конфликта на Украине Тайвань занимал пятое место по объёмам закупок российского угля, импортировав топливо на сумму 4,4 миллиарда долларов, несмотря на прекращение импорта государственной энергетической компанией TaiPower в 2022 году. В первой половине 2025 года объёмы импорта российского угля сократились на 67% по сравнению с 2024 годом, но частные компании продолжали закупать уголь в среднем на 41 миллион долларов в месяц.
Син Сюань Сунь, директор по корпоративной ответственности и международным связям Тайваньского фонда защиты окружающей среды и соавтор доклада Crea, заявил, что страна «не должна финансировать военную машину Кремля». Он подчеркнул, что Тайвань не может позволить себе игнорировать риски, связанные с растущей зависимостью от российского ископаемого топлива.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Данные показывают, что танкер загружает нафту на терминале «Новатэка» в Усть-Луге
Из-за атак украинских беспилотников поставки нефти из России достигли 16-месячного максимума