Нападения Израиля на Иран могут привести к тому, что Китай потеряет доступ к важным торговым партнёрам по поставкам нефти. Это подчеркнёт необходимость для Китая обеспечивать свою энергетическую независимость и разрушит надежды Пекина на усиление влияния в регионе.
На протяжении многих лет Китай использовал свои отношения с Ираном для расширения своего влияния на Ближнем Востоке. При этом он полагался на дешёвую иранскую нефть и поставки из Персидского залива, которые обеспечивали основу для энергетического баланса крупнейшего в мире импортёра нефти.
На этой неделе председатель КНР Си Цзиньпин заявил, что все стороны конфликта между Израилем и Ираном должны приложить усилия для предотвращения дальнейшей эскалации напряжённости. Китай выступил против санкций, введённых США, и заявил, что США не должны вмешиваться в его «нормальную торговлю» с Ираном.
«Конечно, Китай обеспокоен последними атаками», — сказал Гедалия Афтерман, эксперт по Китаю и Ближнему Востоку в Институте дипломатии и международных отношений Аббы Эбана в Израиле.
«Если ситуация продолжит обостряться, то они многое потеряют как с точки зрения своей энергетической безопасности, так и с точки зрения Ирана как стратегической карты, которой владеет Китай».
С конца 2018 года, когда США ужесточили санкции в отношении ядерной программы Ирана, Пекин и Тегеран укрепили свои связи.
Пекин стал для Тегерана важнейшим экономическим партнёром, покупающим подавляющее большинство иранских поставок нефти и снабжающим страну электроникой, транспортными средствами и оборудованием, а также ядерными энергоустановками.
В прошлом году на иранскую нефть приходилось до 15% сырой нефти, поставляемой во вторую по величине экономику мира. В целом, по данным Управления энергетической информации США, в прошлом году Китай импортировал около 11,1 млн баррелей нефти в день.
Согласно данным исследовательской группы Kpler и Bernstein, отслеживающей грузы, в течение большей части 2023 и 2024 годов Китай увеличивал закупки иранской нефти, но в конце прошлого года, когда возросла угроза новых санкций США, закупки начали сокращаться.
Китай является ключевым покупателем иранской сырой нефти. *Экспорт нефти Ирана (млн баррелей в день) по направлениям. Источник: Kpler, Bernstein. *На основе данных отслеживания грузов Kpler.
В сентябре 2024 года Иран экспортировал 2,4 млн баррелей нефти в день, из которых 1,6 млн баррелей приходилось на Китай. К апрелю поставки из Ирана сократились до 2,1 млн баррелей в день, из которых 740 000 баррелей приходилось на Китай. Малайзия также является важным экспортёром в Китай, поскольку грузы, отправляемые из Ирана, перемаркировываются или перенаправляются, чтобы избежать санкций, отмечают аналитики.
Аналитики Fitch Ratings на этой неделе заявили, что даже в маловероятном случае, если весь иранский экспорт будет потерян, его можно будет заменить за счёт свободных мощностей производителей ОПЕК+.
Могут возникнуть и другие, более серьёзные перебои с поставками энергии. Война, которая рискует перерасти в более масштабный региональный конфликт, уже вызвала угрозы со стороны Ирана, что он может перекрыть Ормузский пролив.
Ежегодно по водному пути в Китай из близлежащих стран Персидского залива, включая Саудовскую Аравию, крупнейшего поставщика нефти в Китай за пределами России, перевозятся сотни миллиардов долларов в виде нефти и газа.
Китай официально не публикует данные об объёмах своих стратегических запасов нефти. Но Михал Мейдан, руководитель отдела исследований Китая в Оксфордском институте энергетических исследований, по оценкам, считает, что по всем типам хранилищ запас составляет около 90–100 дней на случай ограничения поставок в страну.
Помимо растущей зависимости от саудовской нефти, аналитики S&P Global отметили, что более 25% импорта сжиженного природного газа в Китай в прошлом году пришлось на Катар и Объединённые Арабские Эмираты. Хотя у Китая есть 15 контрактов на поставку СПГ с этими двумя странами Персидского залива, импортёры могут быть вынуждены закупаться на спотовом рынке по более высоким ценам, считают аналитики S&P.
Для Китая израильско-иранский кризис и война происходят на фоне тектонических сдвигов в энергетической структуре страны. На протяжении десятилетий Китай был крупнейшим в мире потребителем нефти. При Си Цзиньпине Китай стремится повысить свою энергетическую независимость, что в конечном итоге требует значительного увеличения использования возобновляемых источников энергии и электрификации транспортной и производственной базы страны.
Благодаря буму в области солнечной и ветровой энергетики доля возобновляемых источников в общей мощности электростанций в прошлом году составила 56%, по сравнению с примерно одной третью десять лет назад.
По словам Нила Бевериджа, руководителя отдела исследований Азиатско-Тихоокеанского региона в Bernstein, «ключевым выводом» для администрации Си Цзиньпина из этого кризиса станет удвоение усилий по достижению самодостаточности.
«Если раньше это происходило недостаточно быстро, то теперь будет происходить ещё быстрее», — сказал он.
По мнению аналитиков, Китай может извлечь выгоду из сложившейся ситуации в краткосрочной перспективе, поскольку внимание США сосредоточено на Ближнем Востоке, а не на напряжённых отношениях с Китаем.
Однако в долгосрочной перспективе ослабление Ирана может подорвать дипломатическое влияние Китая в регионе и помешать ему позиционировать себя как надёжного посредника в глобальных конфликтах, по крайней мере внутри страны.
В 2021 году Пекин заключил с Тегераном соглашение о сотрудничестве сроком на 25 лет. В 2023 году Иран также присоединился к Шанхайской организации сотрудничества, возглавляемой Китаем, в рамках усилий Китая по укреплению своего авторитета и предоставлению развивающимся странам альтернативы глобальным институтам, возглавляемым США.
В 2023 году Пекин активно продвигал свою роль в заключении соглашения между Саудовской Аравией и Ираном и представил мирное предложение из 12 пунктов по урегулированию российско-украинского конфликта.
Несмотря на эти шаги, Пекин, вероятно, останется в стороне от ирано-израильского конфликта, как это было в случае с падением режима союзника Башара аль-Асада в Сирии в прошлом году, что подчёркивает ограниченность внешнеполитического влияния Китая.
Цзиндун Юань, директор программы по безопасности в Китае и Азии в Стокгольмском международном институте исследований проблем мира, отметил, что хотя Китай на словах поддерживает страны, которые, по его мнению, подвергаются несправедливому обращению или принуждению со стороны Запада, на практике подход Пекина к региональным конфликтам всегда был осторожным.
Китай будет обеспокоен последствиями для других своих союзников в регионе, таких как Саудовская Аравия
«Гибель или крах иранской системы или иранской власти в том виде, в каком мы её знали, — не лучшая новость для Китая, — сказал Юн Сун, эксперт по внешней политике Китая в Центре Стимсона, американском аналитическом центре. — Это косвенно означает, что американское влияние расширилось».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Цены на газ в Европе растут шестой день подряд, в центре внимания — движение через Ормузский пролив
Топливо и ярость: энергетика становится полем битвы на Ближнем Востоке
Цены на газ в Европе растут шестой день подряд, в центре внимания — движение через Ормузский пролив