Россия перестала быть главным рынком сбыта для китайских автопроизводителей: число китайских автомобилей, поставленных в разные страны мира в январе—феврале 2025 года. Источник: Bloomberg
Продажи автомобилей в России резко снизились в первой половине 2025 года из-за высоких процентных ставок и пошлин, что привело к снижению покупательского спроса. После двух лет восстановительного роста отрасль вновь демонстрирует спад.
Ключевые показатели
- Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей упали на 27% (до 546 430 единиц) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
- Прогноз на 2025 год пересмотрен в сторону снижения — ожидается падение на 24%;
- Объем автокредитов сократился на 50% за первые пять месяцев 2025 года.
Основные причины спада
- Высокие процентные ставки — снижают потребительский спрос в отраслях, не связанных с оборонной промышленностью;
- Утилизационный сбор — повышен на 70–85% в конце 2024 года, будет расти на 10–20% ежегодно до 2030 года. Для типичного автомобиля с двигателем 1–2 литра сбор увеличивает стоимость на 667 400 рублей ($8 460).
Влияние на рынок
- Китайские автопроизводители, занявшие почти 60% российского рынка после ухода западных брендов, особенно пострадали от утилизационного сбора;
- Продажи российского бренда Lada упали на 26% за первые пять месяцев 2025 года;
- Правительство пытается заставить китайские компании локализовать производство в России.
Контекст
Российский автомобильный рынок рухнул в 2022 году после начала СВО и ухода западных брендов, но восстановился к концу прошлого года (продажи выросли на 48%) благодаря стремлению покупателей приобрести автомобили до повышения пошлин. Теперь высокие процентные ставки и сборы вновь тормозят отрасль на фоне замедления экономического роста, что заставляет некоторых чиновников предупреждать о возможной рецессии.
Подготовлено ProFinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Китай годами поставлял новые автомобили в Россию под видом подержанных
Японские автопроизводители больше не могут платить за тарифы Трампа из своего кармана
Мировые автопроизводители остановят производство из-за запрета Китаем экспорта важных минералов
Европейские и азиатские автопроизводители заплатят вдвойне: за доставку и за тарифы